АРТХАУС

Далеко не все понимают, что такое артхаус и не всем

он нравится. Почему же так вышло? Для чего стоит понимать это направление и чем оно может заинтересовать?

Знакомьтесь, артхаус!

Ситуация: Вечер, вкусная еда. Нужен подходящий фильм. Джессика предлагает *****– нашумевшая новинка артхаусного кино. Джон выбор не поддерживает. Направление непонятное, фильм должно быть скучный и жуткий.
Джессика задается вопросом: «Почему Джон так высказывается об артхаусе, не понимая направления?»
Сейчас Джессика объяснит, в чём её друг не прав и по какой причине.

Многие из вас наверняка слышали о таком направлении в искусстве, как артхаус,
но задавались ли вы когда-нибудь вопросом, что это такое?
Сегодня мы подробно расскажем об этом!
Начнём с простого. Артхаус – это направление в кинематографе/театре/фотографии,
не рассчитанное на широкую аудиторию. Его также называют авторским, независимым или элитарным.

Спецификой данного направления является яркий эмоциональный окрас и в том числе авторское видение. Именно это помогает создавать новые осязаемые миры, которые могут передать зрителю какую-то мысль.
Может показаться, что режиссеры намеренно отталкивают зрителей сложными рассуждениями и стремятся лишь к кассовому успеху, но это совсем не так.
Когда артхаус лишь зарождался, его особенностью считалась малобюджетность.
Со временем этот признак стал вовсе необязательным. Артхаус стал более популярным и просматриваемым жанром, но высокая окупаемость - все еще большая удача.

Одними из самых известных картин
в направлении артхауса являются:
  • «Маяк»
    Режиссер: Роберт Эггерс 2019г.
    1
  • «Наука сна»

    Режиссер: Мишель Гондри 2006г.

    2
  • «Северный ветер»
    Режиссер: Рената Литвинова 2021г.
    3
  • «Страх и ненависть
    в Лас-Вегасе»
    Режиссер: Терри Гиллиа 1998г.
    4
  • «Вечное сияние
    чистого разума»
    Режиссер: Мишель Гондри 2004г.
    5
  • «Реквием по мечте»
    Режиссер: Даррен Аронофски 2000г.
    6

Если говорить об актёрах данного направления, обычно в картины артхаусного характера берут малоизвестных людей, чтобы сэкономить, но если позволяет бюджет, приглашают известных голливудских актёров, таких как Уиллем Дефо. Он известен своими ролями в «Маяке», а также в «Антихристе», где он снялся вместе с Шарлоттой Генсбур, известной по фильму «Наука сна». В «Вечном сиянии чистого разума» главную роль исполняет Джим Керри, а в «Страх
и ненависть в Лас-Вегасе» можно увидеть сразу нескольких любимчиков публики – Джони Деппа, Камерон Диас и Тоби Магуайра.

Что же можно сказать о театре? Среди известных театральных режиссёров можно выделить Константина Богомолова, Юрия Бутусова и Кирилла Серебренникова.


Одними из самых известных спектаклей
в направлении артхауса являются:
  • «Р»
    Режиссер: Юрий Бутусов
    1
  • «Бульба.Пир»
    Режиссер: Александр Молочников
    2
  • «Карамазовы»
    Режиссер: Константин Богомолов
    3
  • «Звезда вашего периода»
    Режиссер: Рената Литвинова
    4
  • «Черный монах»
    Режиссер: Кирилл Серебренников
    5
  • «Елизавета Бам»
    Режиссер: Гоша Мнацаканов
    6
Главным отличием современных постановок от артхаусных является количество отсылок и искаженность произведения, если постановка сделана на основе художественного произведения.
Для наглядности возьмем 2 спектакля театра «Сатирикон» - «Р» Юрия Бутусова и «Грозу» Константина Райкина. Эти замечательные спектакли созданы
на основе классических произведений, Николая Гоголя «Ревизор» и Александра Островского «Гроза», но очень сильно отличаются подачей.
В постановке «Р» есть лишь некоторые отголоски произведения, у Бутусова появляется множество отсылок и сторонних реплик, например, истории-монологи из жизни актеров, это является замечательным плодом
для размышления.
Спектакль «Гроза» не менее красивый, но является осовремененной версией классики. Сюжет произведения не искажен, но при этом в спектакле используются соврменные технологии.

Вот что говорят Олег Фетисов, актер артхаус постановок, и Влад Шенг, режиссёр артхаус фильмов:

  • Мы:
    Чем артхаус может заинтересовать зрителя?
    Влад Шенг:
    Артхаус может заинтересовать своей нестандартностью,
    что в какой-то момент ломает привычные нам нормы в том
    или ином виде искусства. Естественно, это не всем подходит. Артхаус сильно расширяет кругозор, он способствует появлению новых мыслей и ты, как творец, не застреваешь
    на одном. Но, например, консервативный взгляд сложно сочетается с чем-то таким необычным, экспериментальным
  • Мы:
    Чем вас привлекает артхаус?
    Олег Фетисов:
    Изменчивостью, нестандартными взглядами на какие-либо отдельные детали, и в целом на общую картину. То есть, все
    в таком направлении имеет относительность, и она строится
    на личных взглядах, восприятии каждого человека. Это больше всего цепляет – разница восприятий у многих людей.
Погрузитесь в историю направления

Как появляются ответы, так и новые вопросы. Теперь Джон недоумевает: «Как такое новое направление смогло обрасти хитросплетениями связей и смыслов?».
Тут есть ошибка. Артхаус существует дольше, чем может показаться. История у него весьма насыщена. От авангарда до эротических фильмов или Энди Уорхола.

Артхаус, на первый взгляд, новое, и от того непонятное направление, но на деле предшественниками авторского кино были сами авангардисты. В основе их идей лежал отказ от классических канонов и эксперименты с новыми формами
и образами, что и отразилось в кинематографе и постановках.
На дворе 1920-е годы, в киносообществах начинает зарождаться идея, что кино можно разделить на развлекательное «для всех», и серьёзное художественное кино, направленное на ценителей.
На будущий артхаус активно влияли испанские авангардисты: Луис Бунюэль
и Сальвадор Дали. Хотя картина «Броненосец „Потёмкин“» советского режиссера Сергея Эйзенштейна не уступала в передовой идее кинематографа. Эйзенштейн хотел проверить свою теорию, согласно которой монтаж фильма является ключевым фактором в получении эмоционального отклика у зрителя. Примером служит красный флаг, раскрашенный вручную на уже отснятой пленке. Такой прием произвел колоссальный эффект на публику, тем самым подтвердив теорию режиссера.

Вернемся к истории. «Кино не для всех» завоевало умы людей по всей Европе: в Англии создают общество кино «Художественное достижение», а во Франции появляется «Чистое кино», поддерживающее немецких режиссёров, отталкивающихся от впечатления и подлинного существования.
Переместимся в Голливуд, куда артхаус дошёл только в 1950-х. Тогда начинают появляться первые кинотеатры с довоенными голливудскими, иностранными,
а также независимыми американскими фильмами — низкобюджетные картины, снятые без помощи крупных киностудий. Именно в США зародился термин «артхаус», отсылающий к домам искусства (от англ. art house).
Стремительно жанр обретает популярность, и уже в 1955 году в Париже основали «Международную конфедерацию артхаусных кинотеатров CICAE», которая существует до сих пор. В те годы термин «артхаус» стали широко использовать в Соединенных Штатах, а в Европе, слово стало неким эвфемизмом колоритных итальянских и французских фильмов. На тот момент считающиеся малобюджетными картинами, которые ни к артхаусу,
ни к порнофильмам не относились.

Любопытно, что через десять лет термин все же использовали как для картин эротического характера, так и к широкому кругу фильмов, показанных
в репертуарных или «артхаусных кинотеатрах». Хотя фильмы современных американских художников, в том числе Энди Уорхола с его фильмом «Грустное кино» тоже причисляли к сложному кинематографу.
Нам известное определение все же стали применять сугубо к «независимому кино», но только в 90-х. Тогда главным критерием были лишь стилистические черты артхауса.
А про наши дни режиссёр и продюсер Роджер Корман говорит так:
«…в настоящее время имеется возможность возродить артхаус…»
Конечно, многое изменилось, но популярность артхауса значительно растет. Режиссеры с удовольствием берутся за возможность снять нестандартный фильм и поставить спектакль.

Артхаус и множество мнений о нём

Многие не имеют точного представления о том, что такое артхаус. Мы провели опрос среди людей от 18 до 40 лет и составили статистику:

Знаете ли вы, что такое артхаус?
  • 42%
    Да
  • 11%
    Нет
  • 47%
    50/50
Что вы думаете о таком направлении, как артхаус?
  • 35%
    Нравится
  • 3%
    Не нравится
  • 47%
    Нейтрально
  • 15%
    Не знаю что это
Всегда ли вы понимаете, что происходит
в артхаус фильмах/спектаклях?
  • 15%
    Понимаю
  • 5%
    Не понимаю
  • 45%
    Понимаю, но не все
  • 35%
    Не смотрел/а

Слова Олега Фетисова, актёра театра, который работает с артхаус постановками:

  • Мы:
    Почему артхаус не всем приходится по душе?
    Олег Фетисов:
    Какие-либо нововведения всегда не нравятся людям, в лучшем случае они могут начать нравиться спустя какое-то время. Артхаус кажется нестандартными и неординарными, это очень сильно напрягает людей. Они боятся всего неизвестного, поэтому воспринимают все отрицательно. Здесь как раз-таки появляется проблема с восприятием, люди не могут смириться с иными взглядами. Поэтому, все, что отходит от стандартов, личных взглядов и пониманий, конечно вызывает негативные эмоции.


    Дело в том, что одну картину разные люди воспринимают
    по-своему. В этом и отличие артхауса от других направлений. Ведь многие любят смотреть фильмы чтобы расслабиться
    или развлечься, но фильмы «не для всех» снимают с другой целью. Их нужно смотреть внимательно и раздумывать
    над всеми мелочами, которые попадаются на глаза,
    ведь всё не просто так и имеет свой сокровенный смысл.

Мнение Влада Шенга, эксперта, который является режиссёром кино:

  • Мы:
    Почему артхаус не всем приходится по душе?
    Влад Шенг:
    Большинство постигает те или иные элементы искусства для того, чтобы развлечься. Артхаус не всегда позволяет это сделать. Он больше о том, чтобы рефлексировать, задуматься о каких-то невозможных вещах. Поэтому более простые формы искусства становятся популярными, а артхаус воспринимается как нечто странное, непонятное, несовпадающее с теми целями, которые люди обычно преследуют.
  • Мы:
    Как в вашей сфере относятся к артхаусу?
    Влад Шенг:
    Я, в принципе, не люблю относиться к чему-то плохо в плане жанров кино, это странно. Каждый имеет место быть, и одного не существовало бы без другого. Лично у меня нет нелюбимого жанра. Но к артхаусу относятся, конечно, по-разному:
    кто-то считает, что это набор непонятных и несвязных кадров, не относящихся к кинематографу. Есть те, кто восхищается,
    кто считает, что за этим будущее. У всех разный взгляд
    на жизнь. Я замечаю за зрительским интересом, что он стал благосклоннее, чем 5 лет назад.

Пора развеять некоторые мифы:
«Артхаус — это просто набор несвязных между собой кадров»
Так звучит самый главный стереотип по поводу данного направления. Фильм скучный, постановка не несёт в себе никакого смысла. Конечно, на первый взгляд многим может так показаться, но цель артхауса совсем не в том, чтобы показать какую-то несуразицу. Цель автора рассказать и показать что-то непривычным для зрителя способом. И не получится осмыслить артхаус только раздумывая над увиденным, полностью это сделать можно только интуитивно.
«Чтобы понимать артхаус, нужно быть сверхчеловеком»
Понять артхаус может каждый, при должном желании и стремлении расширить свой кругозор. Это целая работа распутывать всё происходящее на сцене
и экране. Чуть позже вы узнаете, как смотреть на артхаус и полностью его понимать.
«Создатели артхаусных фильмов/постановок просто гонятся за деньгами и известностью»
Заработать большие деньги, снимая артхаус – мечта многих независимых продюсеров. Работы этого направления довольно редко становятся известными. Большинство таких фильмов собирает небольшое количество просмотров.
А выделенный бюджет, как правило, невысокий. Ведь цель артхауса далеко
не в том, чтобы приобрести мировую известность и окупиться сполна.

Несмотря на то, что многие считают артхаус бессмысленным, бредовым

и непонятным, есть те, кому он нравится.


Ответы людей, которые прошли наш опрос:

Артхаус наполнен эмоциями, он ими живёт, поэтому его интересно смотреть.

Нравится, потому что необычно.

Это направление классно в плане самовыражения, то есть нет цели заработать как можно больше денег, а есть цель показать свое творчество.

Интерес в людях пробуждает именно новый и необычный взгляд
на привычные вещи. Артхаус даёт свободу идеям и мыслям.
Научитесь понимать артхаус

Картина мира кино проясняется. Джон знает об артхаусе больше. Но вернемся к началу истории. Джессика хотела помочь понять этот туманный поджанр. Получилось ли? Пока нет. К этому мы еще не перешли. Было не время. Сейчас оно пришло.

Исходя из того, что мы знаем об артхаусе, этот жанр может показаться трудным. Его воспринимают как направление, которое практически невозможно понять. Сейчас мы постараемся во всем разобраться и доказать, что это совсем не так.
Если вы посмотрели артхаус фильм или спектакль и многое не поняли – это совсем не значит, что с вами что-то не так и на направлении можно ставить крест. В каждой картине заложен глубокий смысл, но он может быть не понятен сразу, или непонятен вообще. Это нормально.

Так как же все-таки смотреть такие фильмы или спектакли?
Что ты чувствуешь?
Искусство отлично работает как психотерапия, постарайтесь подмечать то,
что привлекло внимание. Задумайтесь, что это могло бы значить для вас. Другие могли вовсе этого не заметить, но выделить для себя то, что не привлекло вас. Здесь работает ваша индивидуальность, анализируйте!
Смотреть, смотреть и еще раз смотреть!
Все приходит с опытом. Если вы хотите лучше понимать жанр артхауса - смотрите больше фильмов и спектаклей. Нельзя останавливаться на одном,
вы обязательно найдете то, что придется вам по душе!
Ассоциации
Ассоциации — это важно. Когда вы видите что-то непонятное очень полезно наблюдать за ними, это может намекнуть вам на что-то интересное.
О режиссере
Стоит изучить бэкграунд режиссера. Многие авторы дают интервью,
это поможет углубиться и приблизиться к скрытому смыслу. Особенно полезно если фильм вам понравился.
Твой выбор
Смотрите фильмы и постановки с особым удовольствием, если вам сразу
не понравилось - лучше не продолжать.
На самом деле, режиссерам невыгодно делать «непонятные» фильмы
и спектакли. Если работа не несет в себе никакого смысла, последующие картины этого автора просто не будут востребованы.
Все дело в том, что совсем необязательно искать тот смысл, который хотел заложить автор. Артхаус — это всегда плод для размышлений, где основная задумка никогда не будет лежать на ладони. Вам предстоит самим отыскать скрытые смыслы, ориентируясь на свои ощущения. Понять задумку автора –
не самая главная цель. Например, мы никогда не узнаем, о чем думал Леонардо
да Винчи, когда писал всеми известную «Мона Лизу». Так же в кино
и театре: авторы редко раскрывают секреты своих картин.

Вот, что говорит об этом Олег Фетисов:

  • Мы:
    Что бы вы могли посоветовать тем, кто только начинает знакомится с артхаусом?
    Олег Фетисов:
    Я бы посоветовал начать с истории искусств восемнадцатого века, когда уже начали набирать обороты более современные направления, то есть, когда мы уже ушли от готики, барокко
    и рококо в сторону импрессионизма, модерна и так далее. Начать базовых знаний и постепенно углубляться
    в современное искусство, и только после этого выходить
    в сторону артхауса.
  • Мы:
    Какие примеры постановок для начала следовало
    бы посмотреть?
    Олег Фетисов:
    Большее количество частных театров Москвы делают отличные постановки. Например, Гоголь-центр* мог быть неплохим вариантом. У них достаточно неординарные взгляды
    на спектакли. Если по стране в целом, в Санкт-Петербурге достаточно много таких театров.
    С кино сложнее: кто-то посчитает артхаусом спокойный фильм Гаспара Ноэ, а кто-то воспримет его за обычное кино.
    Если только сам режиссер не позиционирует свой фильм
    как артхаус-фильм.

*Гоголь-центр закрылся 30 июня, прервав свой сезон спектаклем

«Я не участвую в войне».

Театры, в которых идут хорошие артхаус спектакли:
  • Сатирикон
    г. Москва
    Художественный руководитель:
    Константин Аркадьевич Райкин
    1
  • МХТ им.Чехова
    г. Москва
    Художественный руководитель:
    Константин Юрьевич Хабенский
    2
  • Современник
    г. Москва
    Художественный руководитель:
    Виктор Анатольевич Рыжаков
    3
  • МХАТ им.Горького
    г. Москва
    Президент: Татьяна Васильевна Доронина
    4
  • Театр им.Вахтангова
    Художественный руководитель:
    Юрий Бутусов (Ранее)
    5
  • Театр Ленсовета
    г. Санкт-Петербург
    Лариса Регинальдовна Лупппиан
    6
Различите артхаус в искусстве

Артхаус - необычное направление в искусстве, которое не каждый поймет
и идентифицирует. Мы с вами согласимся. Действительно, артхаус порой проблематично отличить от современного искусства. И тут появляется вопрос,
а как же все-таки видеть разницу и понимать отличия с первого взгляда?
Главной отличительной чертой артхауса является, как не странно – непривычность. То есть, когда мастер создает свое детище в этом поджанре,
он не следует общепринятым канонам, которые мы привыкли видеть. Не важно, в какой сфере создается артхаус, это всегда будет абсолютно новый продукт, заставляющий своего потребителя взглянуть на что-то привычное абсолютно
по-новому. Чаще всего во время просмотра артхаус кино от зрителя требуется глубокий анализ картины. Картина заставляет думать за рамками общего мышления, поэтому режиссерами принято оставлять открытые вопросы
в сюжете.
Задача артхаус кино и спектаклей - побудить зрителя сделать половину работы создателя. А именно самостоятельно интерпретировать сюжет, для того чтобы правильно его понять. Обычно берутся не самые запутанные темы для создания фильма, но даже самую легкую преподносят нестандартным образом, от чего задача «понять» усложняется. Если мы привыкли говорить о сложном, простым языком, то артхаус же реверсирует это правило, заставляя думать над легким. Среднестатистический голливудский фильм требует от зрителя пассивный просмотр, в то время как артхаус будет вынуждать вас давать постоянный фидбек.

Мы провели опрос, задав людям из разных сфер вопросы по поводу артхауса,
и на вопрос «Как вы отличаете артхаус от других направлений современного искусства?». Ответы поступили практически с единым мнением:

Если фильм или постановка вызывают у вас всплеск эмоций, связанных с долей непонимания — это точно артхаус
Артхаус это что-то хаотичное, альтернативное и самобытное.
Артхаус в целом выделяется на фоне остальных направлений, его сложно не отличить.
По большей части из-за того, что это творение одного автора или группы энтузиастов.

В этом же опросе мы поинтересовались:

«Как думаете, почему артхаус может быть важен?»

и мнение участников во многом сходилось:

Артхаус, это способ самовыражения через искусство.
Артхаус, это способ самовыражения через искусство.
В этой сфере развиваются новые талантливые деятели.
Артхаус учит нестандартно мыслить, расширяя кругозор.
Благодаря артхаусу, режиссеры театра и кино не поддаются ограничениям, и творят то, что хотят, создавая картину позволяющую достучаться до зрителя даже лучше массового кино и постановок.
Обилие отсылок на историю, мировое искусство.
Таким образом, мы понимаем, что артхаус – это уже неотъемлемая часть современного мира. Он, как и любое другое направление в искусстве имеет
свои особенности и фишки. Артхаус «не для всех», но каждый может погрузиться в изучение, начать мыслить так, чтобы понять и принять.
Так же значимость этого направления вытекает в то, как оно в целом влияет
на искусство. Используя нестандартные подходы к режиссуре и съемке фильмов, люди открывают новые возможности в кино.
Артхаус как бы раскрепощает искусство, убирая все рамки, показывая,
что самовыражение это хорошо и не трудно, если понимать себя самого.
Многие артхаусные работы поднимают очень важные темы, это позволяет глубже их изучить, несомненно через призму искусства. В опросе очень красиво артхаус сравнили с высокой модой. Они правда чем-то похожи.
Оба направления настроены на креативное мышление. В отличии
от своего друга по «нестандартности», высшая мода приносит непрактичность, только лишь оставляя визуальный всплеск в истории, артхаус же приносит огромный вклад, соединяя безумный креатив и возможность развиваться
во что-то единородное.

Вот, что думает Олег Фетисов:

  • Мы:
    Чем жанр может заинтересовать зрителя?
    Олег Фетисов:
    Как я уже говорил, нестандартными взглядами, какими-то новыми мыслями, не однобокими мыслями на какой-либо счет. То есть это хорошо расширяет понимание мира, понимание окружающей среды. Развивает эмоциональный диапазон.

Обстоятельства поменялись: Джон все понял, разобрался в этом неизвестном ранее артхаусе. Наконец персонаж согласен к просмотру *****.
Джессика рада. Вечер продолжается. Гармония достигнута, понимание установлено.
Занавес.



Наша команда
Над лонгридом работали:
  • Солошенко Ульяна
    Верстальщик, автор текстов, автор фотографий
  • Соколова Софья
    Редактор, автор текстов, верстальщик
  • Крокос Алиса
    Автор историй, автор текстов, автор фотографий
  • Черникова Есения
    Интервьюер, автор текстов, редактор
  • Пономарева Ульяна
    Автор текстов, опросы аудитории, верстальщик
  • Кириллова Ксения
    Иллюстратор

2022
Made on
Tilda